Особенности проектирования систем электроснабжения для АЗС

В некоторых случаях базовые правила проектирования электротехнических систем должны применяться с учётом специфики электрифицируемого объекта. Наиболее наглядный пример такого универсального подхода – рабочий проект АЗС по электрике, разработка которого сопровождается внедрением дополнительных систем, обеспечивающих должную степень пожарной и пиротехнической безопасности.

Ещё одной уникальной особенностью проектов данной категории является принадлежность к III-категории надёжности электроснабжения, несмотря на насыщенность устройствами, требующими непрерывного электропитания.

Рассмотрим наиболее нестандартные нюансы, с которым сталкивается проектировщик при разработке электроснабжения для заправок и других автономных строительных объектов.

Почему III-я категория?

Сопутствующие торговые объекты

Любая автозаправочная станция – объект повышенной пожарной опасности и, с формальной точки, зрения он должен относиться к I-й или хотя бы ко II-й категории надёжности электропитания. Более того, пожар на таких объектах может привести к взрыву и даже к человеческим жертвам.

Тем не менее, в большинстве случаев проектирование электроснабжения АЗС выполняется как для III-ей категории, с организацией индивидуальных ИБП для питания критического оборудования.

Дело в том, что количество заправок настолько велико, и их расположение настолько нестандартно, что невозможно обеспечить для каждой новой станции по два независимых силовых ввода.

Поэтому сегодня без проблем проходят согласование проекты АЗС, в которых при отключении основного питания модули обнаружения возгораний смогут проработать всего 120-180 минут. То есть, вполне вероятна ситуация, кода датчики целостности резервуаров, уровней топлива и пожарной сигнализации будут обесточены в течение нескольких часов.

Отчасти, данное расхождение между требованиями к безопасности и реальностями сетей электроснабжения, компенсируется тем, что подача электроэнергии на АЗС может осуществляться только по подземному кабелю (СП 156.13130.2014), а также тем, что резервуары для хранения топлива спроектированы таким образом, что их пожарная безопасность не зависит от электричества.

Схема прокладки питающего кабеля

Также отметим, что проблема недостаточного резерва по электропитанию особо остро ощущается владельцами автозаправок ещё и потому, что практически на всех современных АЗС есть магазины или кафе, обесточивание которых на длительный срок чревато значительными убытками. Поэтому всё чаще проект электрики АЗС заказывают с подключением дизельных или бензиновых генераторов и с внедрением модулей АВР.

Однако, учитывая, что установка резервного генератора - довольно дорогое «удовольствие»,  общий подход к проектированию систем электропитания для автозаправочных станций остаётся прежним: не менее часа бесперебойного питания для критических систем с дальнейшим переходом в режим ожидания по III-ей категории.

Чем регламентируется разработка электропроекта для АЗС?

Основными нормативами, используемыми при разработке электроснабжения АЗС, являются следующие стандарты и правила:

  • ГОСТ Р 50571.10-96 (о правилах выбора и требованиях к монтажу электрооборудования);
  • ГОСТ 21.613-88 (требования к силовому электрооборудованию);
  • СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;
  • СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства»;
  • Актуальная редакция правил эксплуатации электроустановок (на момент написания обзора это 7-е издание);
  • Руководящий документ РД 153-39.2-080-01 ("Правила технической эксплуатации автозаправочных станций").

Важно учитывать, что кроме электротехнического соответствия, общая организация электрики на заправках должна удовлетворять требованиям правил пожарной безопасности, действующим на территории Российской Федерации.

Пожароопасная зона

При этом особое внимание следует уделить тому факту, что некоторые технологические зоны станции обладают не только пожароопасными свойствами, но и взрывоопасными. В частности, считается, что воздух возле раздаточных колонок в определённом радиусе имеет взрывоопасную концентрацию паров бензина, вытесняемых из баков автомобилей при заполнении топливом.

Для проектировщика это означает, что освещение и питание электроприборов в этой зоне должно осуществляться проводами специальных марок, а коммутационное оборудование и кабельные трасы выполняются в искрозащищённом варианте.

Отдельно отметим, что любой типовой проект электроснабжения АЗС должен содержать детальную проработку систем молниезащиты и заземления. Регламентирующими документами для этих подсистем являются следующие инструкции:

  • "Инструкции по молниезащите зданий, сооружений и промышленных коммуникаций" (СО 153-34.21.122-2003);
  • "Инструкции по молниезащите зданий и сооружений" (РД 34.21.122-87).

Внешнее питание станций автомобильной заправки должно осуществляться от ближайшего силового трансформатора 10/0.4 по подземной кабельной линии. При предварительной оценке возможности подключения допустимо исходить из предположения, что уровень мощности, выделяемой на одну станцию, составляет 20 кВт.

Особенности проектирования

Как уже упоминалось выше, при разработке проектов электрики для автомобильных заправочных станций необходимо учитывать ряд специфических факторов. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Наличие опасной концентрации паров бензина

Дополнительные мощности для электрозаправок

В отличие от нефтехранилищ, топливо на АЗС находится в динамике, что приводит к интенсивной генерации взрывоопасных паров.

Ввиду чего, при проектировании питающих и управляющих линий необходимо применять следующие технические решения:

  • Герметизация кабельных трасс.
  • Буферизация песком придонного пространства технологических приямков (более тяжёлые пары бензина оседают в песок).
  • Герметичный ввод кабелей в оборудование.
  • Обустройство систем для снятия статического электричества на оборудовании для слива топлива.
  • Использование негорючих марок кабелей для организации внутренних сетей.

Ещё одним следствием фактора взрывоопасности является необходимость применения двухуровневой молниезащиты, о чём более детально будет рассказано в следующем разделе обзора.

Особый подход к организации освещения

Система освещения заправочной станции практически всегда является элементом рекламы. Чем ярче рекламные логотипы и ценовые табло – тем больше клиентов она привлекает.  Исходя из чего, проектирование данной подсистемы выполняется на пересечении двух ограничивающих факторов: экономичность и взрывобезопасность.

Ранее для освещения заправок применялись ртутные и люминесцентные лампы специальных марок. Сегодня всё чаще используются светодиодные светильники, позволяющие на той же мощности организовать гораздо более качественные решения.

Особые требования к отоплению помещения для операторов

Физическая инфраструктура АЗС

Согласно требованиям ППБ РФ, на территории АЗС запрещено применять нагревательные приборы с открытым пламенем. Нагрев воды для ГВС и отопление рекомендовано выполнять на базе электрических котлов.

Для многих владельцев заправок данное требование является существенной проблемой, поскольку площадь «жилых помещений» на комплексной АЗС сегодня может составлять 150-200 м2 (операторская, магазины, кафе, душевые для сотрудников и т.д.). С учётом нынешних тарифов на электроэнергию расходы по этой статье весьма и весьма существенны.

Ввиду чего, проекты крупных заправок разрабатываются в комплексе с газовыми или жидкотопливными котельными, устанавливаемыми на безопасном расстоянии от заправки. При разработке электропроектов для таких АЗС необходимо предусмотреть дополнительную линию питания, с соответствующей доработкой однолинейной схемы электроснабжения.

Поддержка инновационных технологий

Сегодня в крупных городах России можно встретить немало АЗС, на которых могут заправиться все типы автомобилей, включая гибридные модели, оборудованные электроприводом.

Токи, передаваемые на подобные «электроколонки» достаточно велики, чтобы в проекте для них была предусмотрена отдельная линия питания.

Внешняя и внутренняя молниезащита

Одно из ключевых требований к проектам электроснабжения заправочных станций – организация комплексной защиты от грозовых разрядов.

Молниезащита

Согласно инструкции СО 153-34.21.122-2003, степень защищённости АЗС от прямого удара молнии должна быть не менее 0.99. Технически, такая защита может быть реализована как в виде мачтовых молниеотводов, так и в виде улавливающей сетки.

В электротехнический проект обязательно включается отдельный документ – «План молниезащиты» с указанием взрывоопасных зон и их категорий, а в пояснительной записке приводится расчёт оптимального сопротивления заземляющего контура.

Вертикальный заземлитель

Необходимо отметить,  что молниеприёмники и заземление – это только внешняя часть комплексной защиты от ударов молнии. Из-за сильных электромагнитных импульсов, возникающих при разрядах молний, на металлических поверхностях и в проводниках создаются значительные перепады потенциалов, что может привести к искрению и импульсным помехам.

В условиях насыщенности взрывоопасными парами такие явления неприемлемы, поэтому одновременно с внешней защитой создаётся и внутренняя, реализуемая тремя способами:

  • Заземление токопроводящих частей в корпусах оборудования;
  • Установка УЗИП (варисторные устройства для гашения импульсных помех в сетях электропитания);
  • Экранирование.

Сразу подчеркнём, что без качественного заземления молниезащита неэффективна и даже опасна, поэтому второй обязательный документ проекта электрики АЗС – схема заземляющего конутра и расчёт его параметров.

Что входит в проект

Завершая обзор особенностей проектирования систем электроснабжения для АЗС, перечислим, какие чертежи и документы входят в итоговый пакет, передаваемый на согласование:

  • Схема прокладки труб и кабелей от служебного блока к топливно-распределительному комплексу (ТРК) с указанием точек подключения к заземлению;
  • Однолинейная схема электроснабжения для внутренней питающей сети (0.4 кВ);
  • Расчётная однолинейная схема распределительного щита;
  • План осветительной и розеточной сети служебного блока;
  • План осветительной сети в навесах над площадкой ТРК;
  • План расстановки щитов и прокладки силовых кабелей;
  • План молниезащиты (с разделением на зоны);
  • Схема основной системы уравнивания потенциалов;
  • Схема заземляющего контура;
  • Пояснительная записка;
  • Спецификация.
Однолинейная схема электроснабжения АЗС

Если в проекте предусмотрено резервирование с помощью автономных генераторов, на однолинейной схеме отображается взаимодействие с АВР, а также нормальный и аварийный режимы работы.

Компания «Мега.ру» принимает заказы на проектирование электротехнических систем любого уровня сложности, включая проекты электрификации заправочных станций. Возможна дистанционная разработка на основании технических условий, выданных энергосетевой компанией. Более детально об условиях сотрудничества можно узнать по телефонам или через форму обратной связи, размещенным в разделе «Контакты».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: